«Духовное возрождение целого народа, как и
одного человека, совершается не одинаково, в
ином народе оно совершается ранее, в другом
позднее, в одном быстро, в другом медленно».
Кто такие славяне.
Для начала, хотелось бы сказать несколько слов о самих славянах.
Ориентировочно их предками являлись древние скифы. Они появились
приблизительно 2,5 тысяч лет назад на территории нынешнего Крыма. Их
особенностью было то, что их оружием были мечи, сделанные из железа, что и
было причиной многочисленных побед в сражениях. До них использовалось
оружие из меди и бронзы, и сражаться с их помощью было очень сложно, так
как такое оружие было очень тяжелым.
Еще Геродот (его называют отцом истории) упоминал об этом народе. Он
описывает свое пребывание на берегах Эфксинского (ныне Черного) моря и
говорит, что от скифского урожая пшеницы очень зависит Греция.
Местом селения скифов – побережье рек Дон и Днепр. Греки считали
Скифов варварами и говорили, что они носят шапки и у них нечесаные бороды.
Главное – они носили штаны и сапоги на каблуках, чего греки понять не
могли. А между тем, каблуки позволяют удобно сидеть в седле, которых ни в
Греции, ни в Риме еще не знали. Таким образом, можно сказать, что скифы
сделали открытия, которые по своему значению не менее важны, чем, например,
изобретение колеса.
Есть версия, что прародиной славян являются Карпаты, и что славяне
ушли оттуда после войн, проходивших там, и расселились по разным
территориям.
Что касается климатических условий жизни славян, то они были не самыми
удобными. Восточные славяне избрали земледелие, как способ жизни, не смотря
на то, что каждый третий год был неурожайным. Слишком холодные зимы и
дождливая осень серьезно влияли на урожайность. Кто-то из древних сказал,
что если одно посеянное зерно дает урожай в три зернышка на колосе – это
варварство, а если оно дает пять зерен, то это уже начало цивилизованной
жизни. Большая часть заселенных земель – леса, даже сейчас в России 70\\%
земли покрыто лесами. Сеять обычно начинали в мае. Некоторые славяне
пытались заняться скотоводством, но и это было достаточно проблематично,
так как трава начинает зеленеть только к июню.
Главными правителями (князьями) славян до призыва варягов были бояре.
В VII веке боярами называли лучших бойцов армии. А престол правителя
передавался не от отца к сыну, а от лучшего война к еще лучшему. А со
временем бояре стали владельцем практически всех земель на Руси. Простой
народ назывался смердами (от «смердеть»), так как они жили в землянках, и у
печей не было труб, а, как известно, такой запах очень сложно и практически
не возможно вывести.
Повесть временных лет.
Самый древний источник знаний о жизни славянских племен – Повесть
временных лет. Это литературное произведение, которое, ко всему прочему
имеет и очень большую историческую ценность. Одна из его частей повествует
о том, как славяне призвали на Русь варягов, чтобы править ими. Однако
существует точка зрения, что Руси, как и большинству других стран,
государственность и централизованное управление были навязаны силой, а
летописцы не могли написать что-то плохое о правящем князе, так как это
было бы чревато серьезными последствиями.
Название «Русь» предположительно произошло от названия племени
приглашенных варягов – «Русь», кроме того, слово «шведы» по-фински звучит
как «Ruotsy». На этом (и не только на этом) основании немецкие ученые
Миллер, Шлетцер и Баер сделали вывод, что шведы пришли на эту территорию и
захватили ее жителей (Нормандская теория).
Религия славян.
Древние славяне были язычниками. Автор Повести временных лет так
описывает религию славянских племен в период княжения Владимира: «…И стал
Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным домом:
деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса,
Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их
богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам,
оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля
Русская и холм тот. …Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И
придя Новгород, Добрыня поставил кумира над рекой Волховом, и приносили
ему жертвы новгородцы как богу».
Как комментирует этот текст Академик Д.С. Лихачев, – Перун – бог
молнии и грома; о нем как о божестве древних антов и славян говорит еще
Прокопий (византийский историк VI в.). Хорс и Даждьбог – боги солнца,
источники благополучия. Стрибог – бог ветра (в «Слове о полку Игореве»
ветры названы – «стрибожьи внуки»). Неясна сущность бога Симаргла.
Некоторые исследователи сопоставляют его с иранским богом Симурглом, также
как Хорса с иранским Хуршидом – солнце. Мокош – возможно, связан с
названием народа мокшаэрзя и первоначально был племенным богом.
Исследователи предполагают, что пестрота созданного Владимиром «пантеона»
во многом зависела от пестроты племенного состава Киевского государства. В
Перуне видят «дружинного бога» – покровителя вооруженной полуфеодальной
верхушки, а во всех остальных богах – различных племенных богов,
объединением культа которых Владимир якобы пытался скрепить религиозно свое
государство еще до принятия христианства. Среди поставленных Владимиром у
«двора теремного» кумиров нет Волоса – «скотьего бога», которым клялись
славяне при заключении договоров с греками. В этом боге исследователи видят
более «демократичного», чем дружинный Перун, бога – покровителя торговли и
купцов, и отмечают, что кумир его стоял в Киеве внизу, на Подоле среди
рынка.
Крещение Владимира
988 году князь Владимир отправился на, тогда еще греческий, город
Корсунь (сейчас Херсон) и осадил его. Люди в городе постепенно стали
изнемогать, заметив это, Владимир сказал: «Если не сдадитесь, то простою
здесь еще три года». Люди его не послушались и сдаваться не стали. Владимир
же попытался город хитростью – он перекопал землю на перерез трубам, по
которым в город поступала вода и перекрыл их. После этого люди в городе
сдались. Владимир вошел в город и сразу же послал гонцов к императорам
Василию и Константину с такими словами: «Вот взял уже ваш город славный.
Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю
столице вашей то же, что и этому городу». Разумеется цари не хотели
отдавать свою сестру за язычника и предложили ему креститься. На что
Владимир ответил согласием, тем более, что он уже испытал их веру. Анна,
сестра царей, замуж за Владимира идти не хотела, а братья ее уговорили,
сказав, что через нее может креститься весь русский народ, а грекам это
было очень выгодно, т. к. в этом случае им не придется воевать с очень
сильным противником, с Русью.
В это время у Владимира по какой то причине заболели глаза и он ничего
не видел. Царица Анна, узнав об этом, послала сказать ему, чтобы он
крестился, и как можно скорее. Как только Владимир принял крещение – сразу
прозрел и прославил Бога. Так говорит летописец. Но возникает вопрос,
почему язычник Владимир вдруг собрался принимать христианство? Ясного
ответа на этот вопрос у нас нет, однако, возможно, на него повлияла его
бабка Ольга, а может быть пленные греки. Так или иначе он принял крещение
от греческого духовенства и по возвращении из Корсуни он привез в Киев не
только молодую жену, но и несколько служителей греческой церкви.
Крещение Руси
В Киеве он крестил весь народ, в том числе и детей. Особого восторга
народ по этому поводу не выражал т.к. толком не мог понять, что с ним
творят. Хотя христианство в это время для многих уже не была новостью, но
глубокого его понимания никто из русских не имел. Безусловно, не понял
должным образом учения Христа и сам Владимир. Христос призывал Своих
апостолов сначала учить народ, а затем желающих служить Христу – крестить,
а Владимир насильно заставил всех жителей Киева креститься в водах Днепра.
Были случаи, когда некоторые ревнители языческой религии отказывались
креститься, но тогда княжеские дружинники сталкивали их в воду и насильно
окунали. Было и кровопролитие, хотя большинство киевлян равнодушно
выполняло приказ. Язычество русских отличалось тем, что не имело ни храмов,
ни особого сословия жрецов, диктаторскими правами в религиозной и
гражданской жизни обладал князь. По этому особого сопротивления русская
неорганизованное язычество не оказало. Хотя Владимир и объявил весь Киев
христианами, но киевляне фактически оставались язычниками.
В дальнейшем православные богословы и историки стали именовать Русь
«святой Русью», коей она на самом деле не была. В своем большинстве она
оставалась языческой.
Результаты крещения
Крещение Руси стало серьезным изменением в жизни людей и страны в
целом. После того, как Владимир объявил правителям других стран о том, что
стал православным и крестил своих людей, к нему, разумеется, изменилось
отношение. Они перестали считать его варваром и, таким образом, Владимир
наладил торговые отношения с ними и поднял экономику Руси. Да и
византийские императоры увидели в нем союзника, как в политическом, так и в
культурном отношении. Они стали присылать на Русь своих именитых художников
и зодчих для строительства храмов. Всем известный иконописец Андрей Рублев
был учеником византийского мастера. Что же касается письменности, и об этом
позаботились византийцы, как уже было сказано, этим занимались Кирилл и
Мефодий. Они перевели Библию и служебные книги на церковно-славянский язык.
Но есть в действиях Владимира и отрицательные стороны – он так и не
смог поднять духовность русских, которые и по сей день в большинстве своем
остаются лишь номинальными верующими.