Регистрация

Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться. Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов.

Язычество как вера.Введение.

Неоднократно меня спрашивали о моей религии а я все обещала написать пост…и никак…То времени нет, то лень…Но вот собралась и решила вкратце отписать по поводу непосредственно славянского язычества и идеологии славян. Люди в древности на Руси жили свободно и относительно мирно(хочу пояснить почему относительно…Государств не было, только соседско-родовая община, люди жили в деревнях единым родом, все было общее, каждый занимался своим делом…Войны редко возникали непосредственно между деревнями, обычно военные стычки происходили из-за северных и западных племен, приходивших разорять Землю-Мать), любили и боготворили природу, которая давала им всё. Природа - высокие снежные горы, темные старые леса. Всё было наполнено жизнью: в лесах обитали как злые так и добрые духи, а так же нейтральные стихийные создания. Тут я тоже хотела бы добавить исключительно от себя – я считаю что плохих и хороших духов не было, так как язычество религия «серая» и наиболее приближена к природе, а как вы понимаете, хех, у природы нет плохой погоды…
Теперь переду более близко к самой религии. Само слово имеет два варианта происхождения - «язычество» слово христианское, термин до сих пор несколько неопределенный, созданный византийскими богослужителями для обозначения всего нехристианкого, чужого; и термин «язычество» имеет славянское происхождение — от древнеславянского слова «язык», т.е. «народ». Углубляться в лексические дебри не буду, просто подмечу, что этим термином называли все нехристианские религии – религия древней Греции и Рима, религия татар, синтоизм, скандинавский футарк, а так же просто полудикие племена варваров. Интересно, что в католической традиции для обозначения до- и нехристианских политеистических религий используется латинский термин «paganus». Этот термин тоже позднее вошел в русский язык — в дословном переводе («поганый») и в том же значении («погаными)
Язычники, в отличии от христиан были намного терпимей к другим верованиям. Потому что они твёрдо знали, что каждой стихией или происшествием что-то руководит, и верили во всех богов. Так, образовавшиеся государства, с людьми, занимающимися разными родами занятий, появились целые пантеоны богов.
Главным богом считался не всегда тот, которому служат другие боги (как в Греции и Риме) у многих язычников главного бога вообще не было, но такой существовал для каждого отдельного человека. Так в Скандинавии считался главным богом Один – бог войны, мудрец одноглазый. Но он, восседая на троне в Валгалле, не держал в полном подчинении других богов, и те могли свободно делать то, что сами захотят. А бог природы и земледелия Фрэй считался главным у земледельцев.
Так и у славян пантеон богов представляет собой хранителей разных стихий.
Славянские божества напрямую связаны с природными объектами, которые находились в сфере жизненной и производительной деятельности славян — землей, лесом, водой, небом, солнцем. При этом славяне не были ни солнцепоклонниками, ни огнепоклонниками, как многие другие народы. Скорее объектом поклонения становились производящие силы природы — дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д., то есть все то, что непосредственным образом влияет на появление урожая.
Не случайно, например, что лето считалось важнейшим элементом годового цикла, ибо именно летом производящие силы природы набирают наибольшую мощь. Кстати, мифологизированное восприятие лета как главной части года отразилось и в том, что исчисление годов мы до сих пор называем летосчислением. Зима же связывалась с периодом засыпания, а то и временного умирания природы. И эта оппозиция — лето-зима — представляла собой главное деление года на два периода (весна в этом случае — предлетие, осень — предзимье). Кстати, сами названия «лето» и «зима» одинаковые во всех славянских языках. И вообще в славянском мировосприятии все доброе и хорошее связано со светом, теплом, а злое и страшное — с темнотой, холодом.
Славянский год делился на 12 месяцев, а вот неделя у славян составляла пять дней. До сих пор в обозначении дней недели у нас сохранилась именно эта традиция, восходящая к глубочайшей древности. Само слово «неделя» восходит к славянскому названию пятого дня, во время которого ничего «не делали». Первый день — «понедельник», т.е. следующий после «недели», затем второй день — «вторник», «среда» — срединный день пятидневки, четвертый день — «четверг», пятый — «пятница», он же «неделя». Иудейская «суббота» («шаббат») и христианское «воскресенье» были привнесены в традиционный славянский календарь уже после принятия христианства. Еще в языческой древности «пятница» была славянами обожествлена, и сложился культ Пятницы. Особо почиталось 12 пятниц в году, с которых начинался каждый месяц. Этот дохристианский славянский культ держался долго, а «Пятница» воспевалась в притчах в течение многих веков. Сохранился этот культ и в христианские времена, выразившись в почитании христианской святой Параскевы-Пятницы.
Укорененное общинное житие стало основой славянского, а позднее и русского коллективистского (общинного) миросозерцания. Многовековое существование общины определило содержание социальных идеалов и принципов общежития славян — равенство, выборность снизу вверх органов управления, отрицательное отношение к иерархическому соподчинению сверху вниз. Именно территориальная община обычно открыта для приема выходцев из иных народов на положении свободных и равных. Кровнородственная — не допускала равенства и внутри семьи, а выходцы из иных родов могли попасть в нее в качестве неполноправных (как было в древнегреческих полисах).
И что характерно — этническое самосознание славян по той же причине изначально было ослаблено на фоне племен с кровнородственной общиной. Недаром еще в языческие времена главной составляющей славянской мифологии становится образ Земли. С землей связаны важнейшие религиозные культы и обряды. Земля в славянском религиозно-мифологическом мировосприятии оказывается не только производящей силой природы («кормилица»), но и родоначальницей, матерью всего живого («Мать-сыра земля»). Ослабленное этническое самосознание славян, их полиэтничность, определили и тот факт, что идеи самостоятельности и независимости у славян всегда были связаны не с идеей племени или рода, а с идеей «родной земли» как места жительства многих народов, объединенных славянским компонентом. Давно, например, замечено, что в памятниках древнерусской литературы говорится прежде всего о Русской Земле и крайне редко о русском народе.
Славянская мифология не была подробно разработана и структурирована, как, допустим, древнегреческая. Славяне не имели строго регламентированной, иерархической структуры общества, как это было у народов с кровнородственной общиной (древние греки, германцы), поэтому и славянские религиозно-мифологические культы были значительно проще, нежели у племен с кровнородственной общиной. Например, славянские божества практически не состояли в кровном родстве (за исключением Даждьбога, которого иногда называли сыном Сварога, а также Радегаста, прозываемого Сварожичем) и не вступали между собой во враждебные отношения в борьбе за власть, как это было характерно для богов древних греков. Возможно, что в этих достаточно мирных отношениях между богами отразились взаимоотношения различных славянских общин между собой и с другими народами. Да и сами славянские боги совсем не воинственны и не кровожадны (за исключением Перуна в Киеве, который, возможно, изначально и не был славянским богом).
Это была скромненькая первая часть…И так получилось мягко говоря немало…если будет интересно тем кто просил, вывешу еще один пост. Мечтаю слышать мнение Алены по поводу всего этого.
Блог Микаэль  |  12.03 21:46

Комментарии

© 2005-2012 Me-Design  |  Техподдержка